ПОЛЬША   ГОСУДАРСТВО   ЭКОНОМИКА   ИСТОРИЯ   ГЕОГРАФИЯ   КУЛЬТУРА   ТУРИЗМ  

Польская культура : :  Польская наука  : :  Польские изобретатели и первооткрыватели

Польская наука
- Польская наука
- Достижения польских ученых
- Астрономия
  Математика
  Физика и химия
  Медицинские и биологические науки
  Технические науки
  Общественные науки
  Философия

Польская техническая наука

Не все знают, что авторами многих известных в мире технических изобретений и новаторских проектов были наши соотечественники, а деятельность польских конструкторов и строителей никогда не ограничивалась пределами Польши. Эрнест Малиновский стал автором проекта и руководителем строительства наиболее высоко расположенной железной дороги в мире. Именно благодаря польскому инженеру, в конце XIX в. была построена железнодорожная линия Каллао-Ла Оро в Перу.

Ральф Модейский сконструировал целый ряд мостовы в США, в том числе - мост Бенджамина Франклина в Филадельфии.

Стефан Джевецкий прославился как конструктор первых подводных лодок (1877 г.) и автор теории планирующего полета. Он наблюдал за полетами птиц и свои наблюдения использовал для углубленных исследований в области авиации. Джевецкий создал первые в мире аэродинамические лаборатории, разработал теорию гребных винтов, а затем теорию винтовых приводов. Он же сконструировал новый тип турбины с боковым притоком. Джевецкий внес бесспорный вклад и в развитие самолетостроения, разработав моторную конструкцию самолета и геометрию пропеллера. С Джевецким тесно сотрудничал Станислав Рогальский. Трое конструкторов: Джевецкий, Рогальский и Вигура образовали фирму RWD по производству спортивных самолетов. На заводах RWD был построен самолет RWD-5 bis, на котором Станислав Скаржиньский в 1933 г. совершил перелет через Атлантический океан, RWD-6, на котором Францишек Жвирко и Станислав Вигура одержали победу на международных соревнованиях в Челлендже в 1932 г. и RWD-8 - самолет массового производства для обучения пилотов. Не менее громкую славу обрел и следующий самолет - RWD-9, на котором Ежи Баян и Станислав Плочиньский победили на тех же соревнованиях в Челлендже в 1934 г., что и их предшественники двумя годами ранее. Следующий самолет новой конструкции - RWD-14, прозванный "Цапля", во время II мировой войны стал самолетом-разведчиком. После войны Станислав Рогальский поселился в США, где работал в Chase Aircraft Co Trenton и был одним из конструкторов транспортного самолета С-123, затем установил сотрудничество с фирмой Grumman и стал преподавателем университета в Принстоне. Но если Рогальский обрел международную славу и воспитал многих замечательных учеников, то с Яном Щепаником жизнь обошлась более сурово. А ведь именно Щепаник запатентовал фотоэлектрический метод производства цветных тканей, начал работу по созданию беспроволочного телеграфа и передаче изображения, сконструировал телектроскоп - несложный прототип телевизора. В 1902 - 1903 гг. гениальный изобретатель занимался цветной фотографией, а в 1906 создал новый тип колориметра. В 1925 г. Щепаник представил свои короткометражные цветные фильмы в Германии и Швейцарии. Среди интересных изобретений Щепаника необходимо назвать фотоскульптор - аппарат, позволяющий копировать скульптуры и пуленепробиваемый жилет, спасший жизнь испанскому королю Альфонсу XVIII во время одного из покушений.

Разработчиком сварочного метода и применения сварки в конструкциях был Стефан Брыля. Он был первым, кто разработал принципы сварки стальных конструкций, используемые в строительстве высотных зданий и мостов. В создании ламповых генераторов немалую роль сыграли исследования Януша Грошковского и предложенная им методика. Грошковский занимался полупроводниковой электроникой. Он сконструировал первый в мире магнитрон с окисным катодом, ставшим основой современных радаров. Во время II мировой войны Ян Грошковский не прекратил свои исследования. Он немало сделал для определения конструкции немецких ракет V-2. Одним из наиболее известных в мире польских конструкторов является Вацлав Ольшак, основатель и директор Centre International des Sciences Mecaniques в Удине. Профессор Ольшак прославился созданием теории пластичности, применяемой в проектировании крупных объектов, виадуков и мостов.

Академия в Кракове

Академия в Кракове (Alma Mater Cracoviensis) была основана в 1364 г. королем Казимиром (Казимежем) Великим. О первых 36 годах деятельности Академии известно относительно немного. По всей вероятности, занятия проходили в замке самого короля, то есть в Вавеле. Казимир Великий хотел построить комплекс зданий для Академии в Казимеже - одном из районов Кракова, но эти планы не удалось полностью реализовать. После возобновления деятельности в 1400 г. по приказу короля Владислава Ягелло и его супруги Ядвиги, в их честь Академия была переименована в Ягеллонский университет. Настал золотой век в истории этого высшего учебного заведения, продлившийся до середины XVI столетия. Оно функционировало в полной мере, действовали четыре факультета, в том числе теологии, а слава о нем гремела по всей Европе. Во второй половине XV в. 44 процента студентов Академии (университета) в Кракове были иностранцами. В тот период там преподавали выдающиеся ученые: наставник Коперника - Войцех из Брудзева, Мацей Меховита, Павел Влодковиц. С середины XVI ситуация изменилась. Университет стал на сторону противников реформации, а это означало угасание духа свободы и гуманизма. В 1656 г., во время "шведского потопа" академический совет (сенат) принял решение прекратить деятельность учебного заведения, чтобы не присягать и не оказывать почестей королю Карлу-Густаву. Это важный символ единства Ягеллонского университета с настроениями польского народа. Очередным прекрасным периодом в деятельности вуза стал XVIII век. Гуго Коллонтай подготовил в 1780 г. фундаментальную реформу университета, как программную, так и кадровую. Благодаря этой реформе, была создана современная Главная (Высшая) Коронная школа. Драматическим периодом в истории учебного заведения были годы разделов Польши. В первой половине XIX в. университет пережил период германизации. Об автономии и толерантности можно было вести речь только в конце XIX столетия. В университете тогда преподавали такие выдающиеся ученые, как: Бобжиньский, Тарновский, Шуйский, Ольшевский, Врублевский, Цибульский. После первой мировой войны Ягеллонский университет снова стал "матерью" польских высших школ. В период между двумя мировыми войнами 560 профессоров и доцентов университета перевелись из Кракова в вузы других городов, укрепив местные научные кадры. Позже разыгралась трагедия 1939 года: печально известная Sonderaktion Krakau, мрачный период гитлеровской оккупации, вывоз и массовая гибель профессоров университета. После войны знаменитый вуз быстро восстановил учебную и педагогическую деятельность. Сегодня Ягеллонский университет является современной, передовой высшей школой с самыми долгими историческими традициями. Среди самых знаменитых его выпускников - Николай Коперник и Папа Римский.


Полезные сведения:

Стефан Брыля является конструктором первого на свете моста, построенного методом сварки.

 

Януш Грошковский изобрел метод измерения сверхнизких температур.


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 © 2007-2016, POLAND.SU
Министрество Иностранных Дел Польши